Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.

  • 1. Синдром психического инфантилизма
  • 2. Церебрастенический синдром
  • 3. Гипердинамический синдром
  • 4. Психоорганический синдром

Причины ЗПР выделяют следующие:

Биологические:

— патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;

— недоношенность;

— асфиксия и травмы при родах;

— заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка;

— генетическая обусловленность.

Социальные:

— длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка;

— неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.

При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.

Интересна также классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет четыре варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:

— Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);

— Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);

— ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),

— ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).

Статья носит информационный характер.