На своих консультациях я часто слышу: «Мой ребенок не может быть в течение длительного времени сосредоточенным, он очень подвижный». » У моего ребенка была родовая травма, он всегда был трудным ребенком для нас, родителей, и тем более для учителей. И причиной этому его сверхподвижность».  Такие высказывания не редкость, особенно в последние время. И каждый раз задаются вопросы: заболевание ли это, что делать, как вести себя с таким ребенком?

В последние годы становится довольно острой проблема так называемых расторможенных, ни секунды не сидящих на месте  детей. И если еще несколько лет назад в начальных классах их было по одному-два на класс, то сейчас — до десяти и более.

У таких детей энергия бьет ключом, они не могут и минуты усидеть на месте. Своим поведением расторможенные дети в полном смысле возбуждают класс, затрудняют проведение учебных занятий. Они получают наибольшее количество замечаний от учителя, их часто приходится удалять из класса, они мешают заниматься другим.  Никому от них нет житья: ни одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. А уж родителям достается особенно, поскольку именно на них и замыкаются все издержки поведения их чад.

До сих пор многие специалисты оценивают такое поведение как дефект воспитания. При этом мало кто задумывается, что же  в конечном итоге происходит с такими детьми. Не имея больших успехов в школе, получая бесконечные замечания за свое поведение в школе и дома, они считают себя совершенно никчемными, постепенно свыкаясь с этой мыслью.

Основной признак заболевания таких детей не повышенная двигательная активность, а наличие дефицита внимания (короткого промежутка внимания): ребенок не способен сосредоточиться на чем-то – будь то участие в игре, выполнение домашнего задания, просмотр телевизионных передач.

Среди детей с расстройствами поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными расстройствами со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве на первый взгляд, повышенной двигательной активностью. Однако постепенно отклонение отдельных психических функций нарастает, что приводит к патологии, которая раньше называлась «легкая дисфункция мозга» или «минимальная дисфункция мозга» (ММД). Имелись и другие обозначения этого заболевания: «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность» и т.д. В последние годы название было изменено на «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Одна из причин изменения названия связана с тем, что термин пугает родителей, наносит им психическую травму, так как термин ассоциируется с повреждением мозга (хотя это не верно). Первоначальный диагноз вызывал страх у родителей за будущее ребенка, его интеллектуальное развитие. Родители жаловались, что ярлык «минимальная мозговая дисфункция» преследует ребенка при переходе из класса в класс, из школы в школу.

Суть всех названий в одном – такое заболевание существует, его необходимо выявлять и проводить соответствующие мероприятия (лечение со стороны детских неврологов, психологическую коррекцию – со стороны психологов).

Импульсивность – один из главных компонентов заболевания, определяется отсутствием  сдерживающего контроля. У некоторых детей гиперактивность, повышенная возбудимость, импульсивность проявляются с раннего детства. Чрезвычайно важным для понимания гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения в эмоциональной сфере. Среди них можно назвать чрезмерную возбудимость, выраженную лабильность, внутреннюю напряженность, частую смену настроения, переживание чувства страха, повышенную тревожность и беспокойство. Недостаточный контроль над эмоциями.

В школьном возрасте для таких детей характерны трудности в освоении чтения, письма, счета. Но это связано не с дефектами интеллекта, а с нарушениями восприятия. Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к интеллектуальным навыкам, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит и к учебной деятельности.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция — самый эффективный подход для решения этих проблем. Совместная работа психологов и родителей, их стремление к взаимопомощи,  позволит ребенку добиться положительных результатов.

Необходимо различать непосредственно детскую подвижность от гиперактивности. Дошкольный возраст, который харктеризуется основной деятельностью, как игровая, отличается непосредственностью поведения, дайте ребенку осуществить эту деятельность, возможность наиграться, подойдет время идти в школу и наступит учебная деятельность. И тогда вы будете требовать от ребенка, чтобы он занимался. Не пройдя игровую деятельность, ребенок будет продолжать играть и в школе, а учиться за него будете вы.