НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — ЧТО ЭТО?

ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ: НЕМНОГО О НАУКЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека, развивалась как раздел неврологии.

Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, как процессы обработки информации. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области нейробиологии, психиатрии и неврологии. Курс нейропсихологии преподается как базовая дисциплина на кафедрах или факультетах клинической психологии университетов и академий.

Современная Нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий — аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры — аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием. Т. о., в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов: памяти, внимания, мышления. Нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного и коррекционного обучения.

Задачи

  1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой.
  2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга.
  3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур (нейропсихологическое тестирование).

Методы нейропсихологии. Рассматривая методические основания нейропсихологии, все многообразие методов, используемых ею как самостоятельной научной дисциплиной, их можно разделить на две группы. К первой следует отнести те методы, с помощью которых были получены основные теоретические знания, а ко второй — методы, которые используются нейропсихологами в практической деятельности.

Методы позволили получить основные данные, которые и легли в основу нейропсихологии, поэтому их можно отнести скорее к научным методам исследования. В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов» — луриевские пробы (батарея заданий). А. Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и позволяет определить зону нарушения мозга. Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения (поставить топический диагноз). Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям.

Данные методы, являясь основным инструментом нейропсихологической диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных характеристик человека — речи, мышления, письма и счета, памяти.

Нейропсихологическая коррекция. Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации. С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.

Учёные, внёсшие большой вклад в нейропсихологию: Александр Романович Лурия — основатель отечественной нейропсихологии; Борис Митрофанович Величковский— профессор нейропсихологии (1990, Билефельдский университет, ФРГ); Оливер Сакс — британский невролог и нейропсихолог, автор ряда популярных книг, описывающих клинические истории его пациентов (в этом смысле он продолжает традиции «клинических рассказов» XIX в.). Переписывался с советским нейропсихологом А.Р. Лурия, часто ссылается на его работы.

Нейропсихология – научное направление, имеющее во всем мире четкую методологическую основу.

Международное Нейропсихологическое Общество — междисциплинарная некоммерческая организация, созданная для улучшения взаимодействия между учеными, работающими в различных научных дисциплинах по исследованию связи между мозгом и поведением.

Статья носит информационный характер.